Областное государственное казенное учреждение «Государственный архив новейшей истории Смоленской области»

Директор

+7 (4812)38-65-48

Телефон для справок/факс

+7 (4812)38-67-92

214000, г. Смоленск, ул. Ленина, д. 28

Посмотреть на карте

Смоленский драматический театр: история и люди

Смоленск был в числе первых губернских городов России, где появился свой общественный театр. Поводом для его создания послужил приезд в Смоленск Екатерины II и австрийского императора Иосифа II в июне 1780 г. Специально к ее приезду смоленский губернатор Н.В. Репнин приготовил в Никольской (Офицерской) слободе «оперный дом», в котором состоялось комедийное представление, которое сопровождало выступление хора. Однако на протяжении XIX столетия в нашем городе не было своей труппы и здания театра. В Смоленске в основном выступали труппы гастролирующих актеров. Театральные представления давались то в Народном доме, находившемся в Заднепровье, то в здании Дворянского собрания.

В ноябре 1917 г. в Смоленске был организован театральный отдел при губернском Совете рабочих и солдатских депутатов. В июле 1918 г. театральное дело перешло в ведение подотдела искусств губернского отдела народного образования (ГубОНО), который своим решением от 29 ноября 1919 г. передал здание кинотеатра «Художественный» с залом на 600 мест под создаваемый в Смоленске государственный драматический театр. 27 декабря 1919 г. состоялось открытие театра комедией Гоголя «Ревизор».

На заседании коллегии подотдела искусств 17 февраля 1920 г. рассматривался вопрос об управлении театром. Было принято следующее решение: «идейное руководство гостеатром принадлежит подотделу искусств. Для претворения в жизнь директив подотдела искусств при театре организуется театральный совет» [1, л. 3]. В городе не было постоянной труппы, совет приглашал актеров из Москвы. На коллегии также было принято решение о приглашении в театр постоянного симфонического оркестра из 12 человек «в целях экономии средств, так как большая часть пьес ставится с музыкальной иллюстрацией» [1, л. 3об.]. При подотделе искусств были организованы костюмерная и гримировальная мастерские, костюмерно-прокатный склад.

На заседании театрального совета 12 марта 1920 г. был утвержден репертуар театра на зимний сезон, который заканчивался 4 апреля 1920 г. и на летний сезон, который предполагалось открыть с 1 июня 1920 г. Репертуар театра состоял, главным образом, из классических пьес. Предполагалось поставить «Горе от ума» Грибоедова, «Грозу» Островского, «Синюю птицу» Меттерлинга, «Юлия Цезаря» Шекспира, «Фуэнто-Овехуно» Лопе де Вега, «Женитьбу Фигаро» Бомарше и другие.

После окончания зимнего сезона вся труппа, за исключением нескольких актеров, служебно-технического персонала и музыкальной части была распущена. Для набора нового состава труппы комиссия в составе председателя театрального совета, главного режиссера и художника театра уехала в Москву. Но вернулись они ни с чем. Близость Смоленска к фронту удерживала многих актеров от подписания контракта на летний сезон. Состав труппы остался прежним: главный режиссер Львов Н.Н., художник Лаленков П.З., актеры Донецкий П.И., Брагин, Саржевский, Гох, Бобыр, Вяземская, Кременецкая, Леонидова, Лаппо-Данилевская М.Л. и др. Штатная численность театра в 1920 г. составляла 116 человек, из них 59 актеров.

Сформированная труппа приступила к репетиции спектакля «Горе от ума». Театральным советом были одобрены эскизы декораций, костюмов, были распределены роли. Репетиции иногда продолжались до глубокой ночи.

Параллельно художественной работе администрация театра пыталась добиться перестройки кинотеатра «Художественный». В мае 1920 г. на коллегии подотдела искусств было заявлено о необходимости постройки нового здания театра «каковой крайне необходим». Однако учитывая общую хозяйственную разруху строительство «нельзя начать раньше, чем через 5 лет, в то время как пристройка к Художественному кинотеатру может быть произведена в этот строительный сезон» [1, л. 21]. Одновременно проводился ремонт и летнего театрального здания в Лопатинском саду, куда театр должен был перебраться на лето.

Летний сезон был открыт 24 июня 1920 г. спектаклем «Горе от ума» Грибоедова. Уже на следующий день коллегия ГубОНО на своем заседании приняла решение о том, что «направление государственного театра не отвечает духу времени ни в агитационном, ни в художественном отношении» [1, л. 178]. Театру предлагалось оставить классический и серьезный репертуар и перейти к другому, который бы более отвечал текущему переживаемому моменту. Было предложено отказаться и от постановки почти готовой пьесы «Гроза» Островского. Встал вопрос и о замене руководства театра. Труппа театра, собравшись 29 июня на экстренное общее собрание, заявила протест «против художественного недоверия, выраженного руководителям государственного театра» и объявила, что «с уходом своих руководителей уйдет и вся труппа, так как никакими палками и запугиваниями, о которых говорили на заседании члены коллегии, труппу не запугают» [1, л. 181]. Конфликт обострился настолько, что окончательное решение этого вопроса исходило уже от губернского комитета партии, который дал разрешение на постановку «Грозы», первое представление которой состоялось 23 июля 1920 г. Новыми постановками в летнем сезоне были «Проделки Скапена» Мольера и «Гибель Надежды» Гейерманса.

Для разнообразия репертуара театр возобновил некоторые постановки зимнего сезона, такие как «Ревизор» Гоголя, «Разбойники» Шиллера и «На дне» Горького. Всего в сезоне 1920 г. было дано до 150 спектаклей с общим числом посетителей до 12 тысяч человек.

Несмотря на сложную социально-политическую обстановку в 20-30-е гг. XX в. Смоленский драматический театр не прекращал своей деятельности. Готовились новые постановки, театр выезжал со спектаклями в колхозы и совхозы области. Зрители увидели спектакли «Маскарад» Лермонтова, «Овод» Войнич, «Любовь Яровая» Тренева, «Бронепоезд 14-69» Иванова, «Разлом» Лавренева, «Мятеж» Фурманова, «Царь Федор Иоаннович» А. Толстого и многие другие. На сцене смоленского театра появились новые актеры - П.Л. Вульф, Ф.Г. Раневская, С.И. Милич, М.В. Валенте, Ф.М. Волгин, Ф.И. Флоринский, И.А. Калантар и др. Но отсутствие современного здания театра сдерживало его дальнейшее развитие.

Руководство театра неоднократно поднимало вопрос о строительстве нового здания. Так на заседании Президиума Запоблрабиса 14 июля 1932 г. при рассмотрении вопроса о финансовом положении театра отмечалось, что «малая вместимость театра является угрозой дефицитности театра» и надо перед руководством области «поставить вопрос о необходимости постройки нового театра» [2, л. 193]. Наконец, решение о строительстве в Смоленске нового здания театра было принято и 1 мая 1934 г. в торжественной обстановке был заложен первый камень в фундамент будущего храма искусства.

Строительство театра продолжалось пять лет под руководством инженера-строителя Г.В. Быховского. Для создания открытого подъезда к театру с улиц Карла Маркса и Университетской были снесены деревянные жилые дома и здание техникума физкультуры.

Новое здание театра было построено по проекту московского архитектора С.А. Ильинской, все конструкции спроектированы инженером Б.В. Щепетовым (Москва). Архитектурное оформление зрительного зала было выполнено по проекту смоленского архитектора А.И. Мешкова.

Вопросы строительства театра постоянно рассматривались на заседаниях облисполкома. Для приемки здания драматического театра была утверждена междуведомственная комиссия, в состав которой вошли представители облисполкома, горсовета, отдела искусств, проектных и строительных организаций, директор театра Лялин, автор проекта С.А. Ильинская. 31 августа 1939 г. комиссия закончила приемку нового здания театра, внутренняя отделка которого была впечатляющей. Вестибюль, фойе, буфет и гостиные были украшены лепкой, имели колонны, покрытые искусственным мрамором. Люстры и бра были изготовлены из бронзы и цветного стекла. Поручни лестниц украшал искусственный мрамор цвета слоновой кости. Зрительный зал представлял собой гигантский амфитеатр с куполообразным потолком, на котором были нарисованы гербы союзных республик. В центре потолка находилась 6-метровая люстра диаметром 4,5 метра, весом 1 тонну. Для лучшей акустики стены зала были обработаны крупными панелями, имеющими различную форму поверхности для рассеивания звука. Площадь сцены театра составляла 600 кв. метров, большой круг вращающейся сцены позволял в несколько секунд сменить декорации.

30 сентября 1939 г. новый театр был открыт. Театральный сезон 1939 г. смоленский театр открыл пьесой драматурга Н. Вирта «Заговор».

Постройка нового здания театра дала толчок для бурного творческого роста его коллектива.

Список литературы

1. Государственный архив Смоленской области (ГАСО). Ф. 19. Оп. 1. Д. 1221.

2. ГАСО. Ф. 2350. Оп. 3. Д. 99.

Автор: Нина Григорьевна Емельянова, заместитель директора ОГКУ «Государственный архив новейшей истории Смоленской области»

Назад

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

     Независимая оценка качества услуг   «Персональныеданые.дети»       

  

Яндекс.Метрика

Контакты

Директор

Тарасенкова Татьяна Ивановна

ganico67@yandex.ru

+7 (4812)38-65-48

Телефон для справок/факс

ganico67@yandex.ru

+7 (4812)38-67-92

E-mail: ganico67@yandex.ru

214000, г. Смоленск, ул. Ленина, д. 28