Областное государственное казенное учреждение «Государственный архив новейшей истории Смоленской области»

Директор

+7 (4812)38-65-48

Телефон для справок/факс

+7 (4812)38-67-92

214000, г. Смоленск, ул. Ленина, д. 28

Посмотреть на карте

Смоленский театр: время и люди

В Государственном архиве новейшей истории Смоленской области хранится документ, который содержит важные подробности театральной жизни Смоленска в 30-е годы XX столетия и представляет интерес для тех, кто живет сегодня, много лет спустя.

Название этого архивного документа - "План работы коллектива Смоленского городского театра на сезон 1932-1933 годов". Подготовленный директором театра Наглером и его художественным руководителем, первой женщиной-режиссером в русском театре, Зинаидой Михайловной Славяновой, этот архивный материал рассказывает о прошлом.

Пожелтевшие страницы и угасающий машинописный текст повествуют о событиях, происходивших в театре, сухим канцелярским языком, принятым в то время. Даже внешний вид бумаги и речевой стиль документа о многом говорят архивистам.

За более чем двухсотлетнюю историю любимый жителями города Смоленский государственный драматический театр, с достоинством носящий имя А.С. Грибоедова, проходил разные творческие этапы. Но жизнь всегда была непростой, потому что театр, его плодотворная деятельность и все те, кто в нем работали зависели и от драматургов, и от режиссеров, и от состава труппы, а также от количества выделенных на нужды театра денежных средств и от людей таких прозаических профессий, как строители, работники коммунальных служб, ремонтники.

В 1930-е годы директор Смоленского театра был постоянно обеспокоен, попадая в ситуации, когда нужно "бегать на розыски денег" или убегать от преследований кредиторов, требующих погашения имеющихся у театра финансовых задолженностей. Директор мог избегать и встреч с заведующими театральными цехами, так как они требовали денег на текущие расходы по оформлению спектаклей. И, хотя принимались решения областного исполкома о необходимости создать прочную материальную базу и погасить денежную задолженность театра, дефицит театрального бюджета сохранялся и доставлял массу неприятностей его руководителям.

Однако главенствовала в театре творческая атмосфера, что нашло подробное и обстоятельное отражение в плане работы. Авторами документа отмечается, что в предстоящем сезоне 1932-1933 годов театр будет ставить спектакли на двух площадках ‒ в помещении театра и в клубе железнодорожников в Заднепровье, что даст возможность жителям Заднепровья посещать театральные постановки. Ежемесячно на двух сценах планировалось играть 32-34 спектакля. Намечалось в течение года подготовить 8 премьер. Театр планировал открыть сезон 20 сентября.

Важнейшим направлением работы театра являлся подбор спектаклей, планируемых для постановки. Режиссер З.М. Славянова начала работать в театре в 1931 году и, как художественный руководитель, с первых дней поставила задачу создать театр современного репертуара. Классические авторы не были забыты, но приоритет отдавался современным драматургам и их пьесам. Зрителю в театре нужно было видеть героев-современников, знакомую и понятную жизнь.

Тематика спектаклей определялась в соответствии с юбилейными датами, политическими кампаниями, важным также считалось ставить пьесы о Красной армии и молодежи. Трудности в определении репертуара связывались прежде всего со сложностями в приобретении текстов пьес, поэтому запланированное не всегда реализовывалось. Появлявшиеся в столичных театрах новые спектакли долго не игрались в провинции, так как не было текстов и, кроме того, для постановки таких пьес требовалось разрешение "сверху", которое не всегда своевременно давалось.

Творческая деятельность актеров строго регламентировалась, как и время подготовки премьерных спектаклей. На постановку пьесы отводилось пять недель. Учитывая постоянную нагрузку артистов в спектаклях, на практике такое не всегда удавалось, и приводятся примеры, когда на новый спектакль отводилось всего 48 часов рабочего времени. В предстоящем сезоне за пять недель работы на это планировалось затрачивать 60-62 часа. Режиссер получал пьесу за месяц до начала репетиций с актерами.

Вся работа над спектаклем разбивалась на этапы, в ходе которых во­площался творческий замысел. Режиссерское видение спектакля в письмен­ной форме вывешивалось на стене в актерском фойе. Каждый актер не позднее восьмой репетиции тоже представлял план создания сценического образа по тому творческому методу, который был принят театром. Все написанное обсуждалось и утверждалось. Обсуждались макеты декораций, эскизы костюмов и музыкальное оформление спектакля. Две генеральные репетиции завершали подготовку премьеры.

Творчески работать в таких четко ограниченных временных рамках, конечно, было сложно, но задачи ставились, и с ними нужно было считаться коллективу театра. Но насколько полно реализовывался планируемый порядок в действительности, мы не можем судить по содержанию документа.

Внимательный исследователь обязательно обратит внимание на то, что большим авторитетом в театре пользовался художественно-политический совет (ХПС), который направлял работу творческого коллектива театра, начиная с первого чтения пьесы и до генеральной репетиции. На заседаниях совета присутствовали все работники театра, здесь каждый мог высказать свое отношение к работе над пьесой, выступления заносились в протокол.

После премьеры собирались мнения о спектакле, проводились беседы, диспуты, писались рецензии. Обязательными авторами таких отзывов становились представители прессы, творческие работники, рабочие предприятий, красноармейцы, студенты, учащиеся. Авторы документа подчеркивают: диспуты, проведенные на заводе №35 и "Красном швейнике", показали, что организовывать их нужно не сразу после спектакля, так как вечером зрителям трудно добираться домой.

Много волнений и тревог постоянно связывалось с определением состава труппы. Ежегодно происходили изменения, велись переговоры с артистами, одни приглашались, другие уходили. Численность труппы была стабильной ‒ 30 человек, 20 актеров - мужчин и 10 актрис.

Среди тех, кто работал в театре в 1932-1933 годах, есть известные имена, такие как Федор Матвеевич Волгин, заслуженный артист РСФСР. Был в театре и свой оркестр, в его составе - 12 музыкантов, а в клубе железнодорожников для участия в спектаклях пригласили музыкальное трио - пианиста, скрипача и виолончелиста.

Заключительный раздел плана театра касается материальной базы, которая была крайне несовершенна и серьезно мешала воплощению в жизнь творческих замыслов. Отмечается, что в помещении зимой холодно, сцена не отапливалась, и во время репетиций актеры работали всю зиму в шубах и галошах под стук рабочих инструментов, так как здесь же, в зале, готовились декорации. Мастерских не было, декорации спектаклей хранились на улице, под снегом и дождем, поэтому их часто красили и ремонтировали. Постоянными были и задержки зарплаты актерам на 2-3 недели.

В новом сезоне стремились избежать повторения прошлогодних неурядиц и исполнить все намеченное. А в конце подробного плана ‒ опять возвращение к проблеме денег, которые давали возможность пригласить новых талантливых актеров, а их нужно было 17 человек. Причем, лучше это было сделать весной. И завершается документ фразой, которая говорит о главном и вечном в жизни театра: "Хорошие актеры ‒ товар дефицитный".

Так работал Смоленский театр в начале 30-х годов прошлого века. До постройки нового здания театра, где будут созданы более комфортные условия для творчества и которое хорошо знают смоляне, оставалось еще несколько лет.

Автор: Наталья Федоровна Пикалова, начальник отдела информатизации и использования документов

Назад

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

     Независимая оценка качества услуг   «Персональныеданые.дети»       

  

Яндекс.Метрика

Контакты

Директор

Тарасенкова Татьяна Ивановна

ganico67@yandex.ru

+7 (4812)38-65-48

Телефон для справок/факс

ganico67@yandex.ru

+7 (4812)38-67-92

E-mail: ganico67@yandex.ru

214000, г. Смоленск, ул. Ленина, д. 28