Областное государственное казенное учреждение «Государственный архив новейшей истории Смоленской области»

Директор

+7 (4812)38-65-48

Телефон для справок/факс

+7 (4812)38-67-92

214000, г. Смоленск, ул. Ленина, д. 28

Посмотреть на карте

Зоя Андреевна Цветкова и развитие культуры Смоленской области. 1969-1976 гг.

Конец 1960-х – середина 1970-х годов, время интенсивного развития культурного пространства в жизни Смоленского края. Это нашло отражение    не только в количественном росте учреждений культуры, но и всплеске творческих поисков, которыми жили деятели искусства – музыканты, писатели, художники.

Смоленское областное управление культуры, которое было призвано организовать и направить эту деятельность, в 1969-1976 гг. возглавляла Зоя Андреевна Цветкова. Она была утверждена в должности на бюро Смоленского областного комитета партии, постановление о ее утверждении подписано первым секретарем обкома И.Е. Клименко 25 апреля 1969 г. [3, л. 17]. К моменту назначения на эту должность Зоя Андреевна была известна как опытный руководитель со сложившимся деловым стилем работы. Она приехала на Смоленщину в 1963 г. из Калининградской области, куда ее направили в 1946 г.

Родные места оставались далеко и от Калининграда, и от Смоленска. Зоя Андреевна родилась в 1920 г. в деревне Волосково Нерехтского района Костромской области. Когда дочери исполнилось 6 лет, семья переехал в город Фурманов Ивановской области, где родители работали на текстильной фабрике. Зоя Андреевна училась в Фурмановской средней школе, потом продолжила образование в Московском государственном педагогическом институте. Окончание учебы совпало с началом Великой Отечественной войны – в институте сделали досрочный выпуск последнего курса. С дипломом она вернулась домой и стала работать в госпитале, где оставалась почти до конца войны.

В 1944 г. началась комсомольская, а потом и партийная работа. Цветкову назначают лектором, заведующей лекторской группой Ивановского обкома ВЛКСМ. Так определилось основное направление профессиональной деятельности. В 1946 г. Зою Андреевну направляют в Калининград, где она работает в обкоме комсомола. С 1948 г. по 1963 г. – на партийной работе в горкоме и обкоме КПСС. Здесь пройден путь от инструктора Калининградского горкома партии, консультанта до секретаря горкома и заведующей отделом пропаганды и агитации обкома. В 1963 г. рекомендована на работу в Смоленскую область.

В Смоленске Зоя Андреевна продолжала работать в партийных организациях: заведующая домом политпроса, секретарь Смоленского горкома партии. В 1966 г. состоялся переход на советскую работу – назначение на должность заместителя председателя исполкома Смоленского горсовета. Характеристика 1968 г. так оценивает деловые качества Зои Андреевны: «проявила себя грамотным, знающим дело работником, обладает организаторскими способностями, проявляет инициативу в решении вопросов работы исполкома, принципиальна, своевременно оказывает помощь отделам исполкома в их работе» [3, л. 5].

Итак, в 1969 г., когда Зоя Андреевна пришла в Смоленское областное управление культуры, у нее уже имелся большой опыт руководителя, умение работать с людьми, понимание задач, которые стоят перед работниками культуры региона. Главное направление работы было понятно – разумно направлять творческие силы Смоленских учреждений культуры и искусства на созидательную работу, на развитие и создание лучших образцов творчества. Особенность выполнения этой задачи состояла в том, что обязательно приходилось помнить о многоликости и разноплановости культуры Смоленщины. Даже поверхностное представление учреждений, подведомственных управлению культуры облисполкома, показывает, какой это сложный мир. Один из предшественников Зои Андреевны, недолго проработавший на этой должности, так охарактеризовал этот участок работы: «Тяжелый воз и крутые горки».

В областном центре среди учреждений культуры выделялись два театра – драматический и кукольный. Драматический театр располагался в красивом здании, здесь была сложившаяся постоянная труппа, многие актеры имели почетные звания. На сцене театра ставили русскую и зарубежную классику, пьесы советских драматургов. В 1970-е гг. заметными событиями для любителей театра стали спектакли «Царь Федор Иоаннович», «Доходное место», «Старомодная комедия». Особое место принадлежит спектаклю «Виринея», который выдвинут на соискание Государственной премии и показан на сцене Кремлевского дворца съездов.

Смоленский театр кукол находился в тяжелом положении – не было своего помещения, сцены, репетиционного зала, что становилось причиной постоянной сменяемости актеров, режиссеров, художников, работы не в полную силу. Но, несмотря ни на что, театр сохранял творческую атмосферу и постоянно обновлял репертуар и для детей, и для взрослых. Основным материалом для постановок были русские народные сказки и сказки народов мира, пьесы современных российских и зарубежных авторов [1, лл. 505, 506].

Смоленские музеи отличались уникальными фондами, новыми экспозициями. На улице Ленина располагался исторический музей, к нему относился и музей природы нашего края. Еще один музей, художественный, был создан в 1968 г. на базе коллекции по изобразительному искусству краеведческого музея. В его состав входили Картинная галерея и музей «Теремок» в Талашкино. Период работы Зои Андреевны Цветковой стал временем быстрого роста количества музейных экспозиций, которые создавались на реставрированных и отремонтированных площадках.

В 1969 г. открылся Выставочный зал в здании бывшей соборной церкви Вознесенского монастыря. Новые выставочные площади дали возможность открывать выставки живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства. Одной из первых таких выставок стала межобластная Зональная выставка, на которой представили свое творчество и смоленские художники. В 1973 г. был открыт музей скульптуры нашего знаменитого земляка С.Т.Коненкова, в экспозицию которого вошли скульптурные работы мастера, выполненные в разных материалах. Более половины произведений, показанных в музее, переданы в дар Смоленску самим автором [2, л. 282, 283].

В 1973 г. исполнилось 30 лет со дня освобождения Смоленщины от нацистских захватчиков. Страшные дни оккупации помнили люди старшего поколения, их невозможно было забыть. В канун этой даты распахнул двери музей «Смоленщина в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» в сквере Памяти героев, в реставрированном здании бывшего реального училища. Интерес смолян к новому музею превзошел все ожидания, он был огромен. В первые дни работы поток посетителей не прерывался ни на минуту. В одном из залов пришедшие в музей увидели материалы о жизни мирного населения в условиях оккупации. Страшная правда войны раскрывалась перед зрителями в музейных экспонатах. И сейчас этот музей – один из самых посещаемых. Правда о войне не тускнеет с годами, новые поколения хранят память о соотечественниках, погибших в борьбе с нацизмом [2, л. 284].

Смоленщина всегда представляла интерес для деятелей музыкальной культуры как родина композитора М.И. Глинки и хранительница богатейших традиций народной музыки. С 1958 г. начали проводиться ежегодные Глинковские декады – фестивали классической музыки, которые становились настоящими праздниками. Завершались памятные мероприятия на родине композитора, в Новоспасском, большим концертом. Многие выдающиеся музыканты в разные годы приняли участие в концертах декады. В 1972 г. на открытии декады в драматическом театре выступал оркестр под управлением Владимира Федосеева. В то время Владимир Иванович только начинал работать с симфоническим оркестром, но смоленские музыканты и любители музыки сразу стали говорить о блестящем будущем дирижера.

Многочисленными учреждениями культуры в области являлись библиотеки. Самая крупная из них – областная библиотека, основанная в XIX веке, имела более миллиона книг, в том числе, редких, ценных, старопечатных и 56 тысяч читателей.

Зоя Андреевна Цветкова понимала, что она руководит областным управлением культуры в период интенсивного развития творческих исканий по всем направлениям. Это находило отражение в работе театров, музеев, библиотек, в общей атмосфере жизни людей. Возрастал интерес к духовным ценностям, и творческая интеллигенция трудилась, стремясь соответствовать требованиям времени. Для реализации стоящих перед деятелями культуры задач важно было, чтобы в учреждениях культуры работали профессиональные, высококвалифицированные кадры. И, если в областном центре этот вопрос, не всегда легко и быстро, решался, то с кадрами в области были проблемы.

Главными культурными центрами в районах становились сельские клубы, где проходили концерты, работали библиотеки, кружки, музыкальные школы, создавались самодеятельные творческие коллективы. Руководители таких культурных центров на селе, как правило, сами реализовывали свои творческие проекты. Но уровень подготовки, содержание проводимых мероприятий подтверждали, что в конце 1960-х гг. существовала серьезная проблема нехватки квалифицированных кадров работников культуры. В 1969 г. в сельских клубах из 770 заведующих специальное образование имели только 40 человек, 42 процента (322 человека) работников сельских клубов не имели даже общего среднего образования. Специалистов не было даже в районных домах культуры: методистов, инструкторов, хотя значительное количество выпускников Смоленского культпросветучилища направлялось в районные Дома культуры [4, л. 24].

И, конечно, качество мероприятий, проводимых в сельских клубах, нередко вызывало нарекания. Выезжавшие в командировки инспекторы управления культуры отмечали недостатки: несоответствие музыкального сопровождения содержанию выступлений или теме мероприятия. В качестве примера приводились такие противоречия – рапорт агитбригады о выполнении социалистических обязательств проходил под мелодию песни о крейсере «Варяг», а во время чествования вернувшегося после службы в армии парня звучал вальс «Грусть» [5, л. 63]. Обостряло вопрос нехватки кадров расширение сети культпросветучреждений в области. В 1972 г. введены в строй районный Дом культуры в Духовщине на 400 мест, библиотека в Сафоново на 100 тысяч томов. Началась работа в 41 клубном здании в колхозах и совхозах на 7150 мест [6, л. 6].

Работников для учреждений  культуры Смоленской области готовили средние специальные учебные заведения – открытое в 1958 г. музыкальное училище и с 1961 г. культурно-просветительное училище. Но их выпускников, около 200 человек в год, было недостаточно для полного решения кадровых проблем. Завершение реставрационных работ в Ахтырской церкви в Смоленске в 1971 г. позволило начать работу курсов повышения квалификации работников культуры области. И уже сразу стали видны результаты. В 1972 г. повысили квалификацию 279 работников культуры и искусства, подготовлены 35 баянистов и художников-оформителей для села. В этом же году культпросветучилище выпустило 137 человек, музучилище – 44 специалиста. Все они направлены в дома культуры, клубы, библиотеки, музыкальные школы области. Коллективы художественной самодеятельности приняли участие в смотрах, посвященных 50-летию образования СССР.

Рассказ о смоленской культуре был бы неполным без упоминания о взаимодействии с творческими союзами области, которые объединяли смоленских писателей, художников, театральных деятелей. Они успешно решали стоящие перед ними творческие задачи. Но отношения между творческими людьми порой бывали непростыми. У каждого творческого человека есть амбиции, стремление укрепить статус своей организации или личный статус, поэтому возникали противоречия, иногда и прямые конфликты. Их было принято решать в кабинетах начальников, к авторитетному мнению которых прислушивались. Руководителю приходилось проявлять мудрость, такт, умение убеждать. Зое Андреевне это удавалось, она как-то разумно, логично оценивала ситуацию, убеждала спорщиков и разрешала конфликт. Такое случалось не однажды.

Зоя Андреевна оказалась тем руководителем, который сумел увидеть и поддержать положительные процессы, которые происходили в культуре Смоленщины в 60-70-е гг. XX столетия. Ее организаторские качества, принципиальность, строгость,  умение общаться с людьми, расположить их к себе обязательно шли на пользу делу. Здесь пригодились и умение потребовать, указать на недоработки, подсказать, как исправить ситуацию.

Ежегодно на областном совещании работников культуры начальник управления выступала с докладом-отчетом о работе учреждений отрасли. На такие совещания приезжали люди из самых удаленных уголков Смоленщины. Многие присутствующие подчеркивали, что в выступлениях Зои Андреевны обязательно содержится подробный и обстоятельный анализ проделанной работы, оценивается состояние учреждений культуры и намечаются задачи на будущее, пути дальнейшего развития. А возможности дальнейшего развития у смоленской культуры, несомненно, были. Значит, руководитель умел правильно организовать и направить усилия работников сферы культуры и творческий потенциал талантливых мастеров – поэтов, писателей, художников, музыкантов на решение задач, стоящих перед культурой Смоленщины.

Работа в Смоленском областном управлении культуры стала завершающим этапом трудового пути Зои Андреевны. Освобождение от обязанностей начальника управления состоялось в январе 1976 г. в связи с уходом на пенсию.

Необходимо упомянуть еще и о том, что трудовая деятельность Зои Андреевны Цветковой по достоинству оценена государством. Она награждена высокими правительственными наградами – орденами Трудового Красного Знамени, Знак Почета и двумя медалями [3, л. 18].

А работники культуры и много лет спустя вспоминали мудрое руководство и плодотворную деятельность Зои Андреевны.

 

Список литературы

1. Смоленская область. Энциклопедия. – Т.2. – СГПУ, 2003. – 624 с.

2. Смоленск. Краткая энциклопедия. – Смоленск: ТРАСТ-ИМАКОМ, 1994. –576 с.

3. Государственный архив новейшей истории Смоленской области (ГАНИСО). Ф. 6. Оп. 39. Д. 55.

     4. ГАНИСО. Ф. 1217. Оп. 1. Д. 10.

     5. ГАНИСО. Ф. 1217. Оп. 1. Д. 11.

     6. ГАНИСО. Ф. 1217. Оп. 1. Д. 13.

 

 

Автор: Наталья Федоровна Пикалова, начальник отдела информатизации и использования документов

Назад

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

     Независимая оценка качества услуг   «Персональныеданые.дети»       

  

Яндекс.Метрика

Контакты

Директор

Тарасенкова Татьяна Ивановна

ganico67@yandex.ru

+7 (4812)38-65-48

Телефон для справок/факс

ganico67@yandex.ru

+7 (4812)38-67-92

E-mail: ganico67@yandex.ru

214000, г. Смоленск, ул. Ленина, д. 28